Техноблог
Какую виброплиту выбрать: электрическую или бензиновую?
Сразу хотелось бы отметить, что среди профессиональных строителей электрические виброплиты уже давно не пользуются спросом, но, тем не менее, отдельные потребители продолжают проявлять к ним интерес, в первую очередь, из-за относительно низкой стоимости. Вот и давайте разберемся, насколько обоснован этот выбор, возможно ли и корректно сравнивать между собой эти два типа виброплит.
Область применения виброплит
Основной недостаток электрических виброплит – это их жесткая привязка к источнику электроэнергии, которая накладывает некоторые ограничения на возможные места применения оборудования. Если на строительном участке отсутствует энергоисточник, то такие виброплиты окажутся просто-напросто бесполезными. Они работают только в случае подключения к надежному и бесперебойному источнику. Чаще всего их применяют при проведении ландшафтных работ на загородном участке, строительных и ремонтных работах внутри помещения и для укладки тротуарной плитки. Стоит также отметить, что электрические виброплиты не отличаются большим весом и, в чаще всего, способны утрамбовать песок и аналогичные легкие грунты не более, чем на 300 мм.
В свою очередь, бензиновые виброплиты не имеют подобных ограничений и могут работать практически везде – на открытых строительных площадках и внутри помещений (при наличии вентиляции), при укладке дорожного полотна, если объем работ небольшой и привлечение укладочного катка не имеет смысла. С помощью бензинового оборудования возможна трамбовка любых типов грунтов.
Благодаря своей мобильности и автономности бензиновая виброплита более функциональна и универсальна, чем электрическая. Вдобавок ко всему они дешевле в эксплуатации, поскольку затраты на электроэнергию выше, чем стоимость топлива.
Конструктивные особенности виброплит
Принцип работы и электрических, и бензиновых виброплит одинаков. Он заключается в том, что с помощью эксцентриков вибрация передается от двигателя на поверхность опорной плиты. После запуска двигателя и набора им рабочих оборотов через центробежную муфту начинается вращение дисбалансного вала, который является возбудителем вибраций.
Конструкция виброплит (независимо от типа привода) достаточно проста и включает в себя следующие элементы:
- Двигатель. Именно он у электрических и бензиновых виброплит является главным отличием конструкции. Чем больше мощность установленного двигателя, тем быстрее передвигается плита и легче преодолевает сопротивление, следовательно, выше производительность. Для электрических виброплит характерно использование небольших двигателей мощностью до 1,5 кВт. В свою очередь, в бензиновых плитах ставятся более мощные двигатели, что при их использовании позволяет сократить время работы, увеличить и ускорить производство. Проще говоря, виброплита с бензиновым приводом обработает одну и ту же площадь быстрее, чем с электрическим.
- Опорная плита. Должна иметь достаточную для эффективной работы массу, высокую износостойкость и оптимальный размер рабочей поверхности. Масса и площадь оказывают непосредственное влияние на качество уплотнения, в то же время от них же зависит и общий вес оборудования. Как правила, опорная плита изготавливается толщиной от 8 мм из листовой стали, чугуна с легирующими добавками и профильного проката. При использовании виброплиты для укладки тротуарной плитки на опорную поверхность надевается специальный резиновый или полиуретановый коврик.
- Эксцентрик – элемент, который отвечает за создание вибрации и представляет собой вал со смещенным центром тяжести. При совершении вращательного движения дисбалансный вал заставляет опорную плиту совершать возвратно-поступательные движения.
При общей схожести конструкции бензиновых и электрических виброплит, первые имеют существенные преимущество за счет использования двигателей большей мощности.
Какие бывают виброплиты
Все виброплиты по различным признакам можно разделить на отдельные виды. В частности. По типу движения они делятся на реверсивные и нереверсивные (поступательные). Реверсивная виброплита способна совершать движение в двух направлениях – вперед и назад. Благодаря этой возможности виброплиту не нужно разворачивать для повторного прохождения поверхности. Чаще всего к реверсивным относятся тяжелые модели виброплит, применяемые для уплотнения сложных грунтов и стройматериалов средней и крупной фракции. Оснащается такое оборудование бензиновыми и дизельными двигателями внутреннего сгорания. Как раз в этом сезоне на рынок выводятся новые реверсивные виброплиты премиум класса STEM PRO. Профессиональные строители смогут по достоинству оценить их в действии.
Поступательные виброплиты совершают движение только вперед. Преимущественно их применяют для укладки тротуарной плитки, асфальтирования небольших площадок, трамбовки песка. Электрические виброплиты как раз относятся к нереверсивным, что еще больше сужает их сферу применения.
Не менее важной характеристикой является вес оборудования, именно этот фактор определяет качество трамбовки. По весу все виброплиты делятся на:
Большая часть электрических виброплит относятся к легкому классу. Поэтому чаще всего их применяют для трамбовки дорожек из мелкого гравия и песка, укладки тротуаров. Довольно часто толщина уплотняемого слоя не превышает 150 мм.
Самый распространенный класс – это универсальные виброплиты. Их сфера применения существенно шире, чем у устройств легкого типа. Они применяются при ямочном ремонте дорог, ландшафтных работах, при уплотнении гравия и щебня. Толщина уплотняемого слоя не превышает 250 мм.
Среднетяжелые и тяжелые виброплиты используются для послойного формирования «подушки» дорог, фундаментов, уплотнения сложных грунтов, локальной укладке асфальтового покрытия. Уплотняемый слой может достигать 600 мм.
За качество трамбовки также отвечает и вибрационное усилие. Из двух одинаковых устройств следует выбирать виброплиту с большим вибрационным усилием. Для электрических устройств этот показатель не превышает, как правило, 10 кН. Поэтому часто для укладки тротуарной плитки используются именно легкие виброплиты, поскольку рекомендуемое значение вибрационного усилия при данной процедуре не должно превышать 18…20 кН, большее значение просто приведет к раскалыванию плитки.
Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод: покупка электрической виброплиты с весьма узкой сферой применения не является самой оправданной. Конечно, электрические виброплиты стоят дешевле бензиновых, но все равно это достаточно ощутимая трата для кошелька частного покупателя.
Сравнение виброплит по техническим характеристикам
Для большей наглядности и понимания, чем бензиновая виброплита отличается от электрической, вашему вниманию предлагается таблица с подробными техническими характеристиками двух устройств – электрической виброплиты (виброуплотнителя) ВУ-11-75 производства «Красный Маяк» и бензиновой виброплиты STEM Techno SPC 192.
Таблица 1 – Сравнительная таблица технических свойств бензиновой и электрической виброплиты
Показатель |
ВУ-11-75 |
STEM Techno SPC 192 |
---|---|---|
Масса, кг |
75 |
80 |
Толщина уплотняемого слоя, мм |
300 |
300 |
Скорость передвижения, м/с |
12 |
15…20 |
Вибрационное усилие, кН |
11,3 |
13 |
Габариты плиты, мм |
760х550 |
560х475 |
Мощность двигателя, кВт |
0,9 |
4,78 |
Частота колебаний в минуту |
3000 |
5600 |
Как видим, при практически одинаковом весе бензиновая виброплита имеет более мощный двигатель (существенно мощный!) и большее вибрационное усилие. И что немаловажно, работать с её помощью возможно в местах, где нет доступа к электричеству.